Главная  //  Статьи  //  Легенда о «Чудо Хаше»

Легенда о «Чудо Хаше»

— Вам нужно почаще употреблять ХАШ...

— Что, простите?

— Вам нужен ХАШ, милостивый сударь...

— ХАШ?

— Да, да, именно ХАШ, неужто не слышали?

— Нет, доктор, от Вас только и услышал, сейчас, впервые. Что это такое ХАШ?

— Чудеснейшая вещь, милостивый государь. Для суставов нет лучше. Вы уж мне поверьте. Я-то в этом кое-что понимаю. Просто, как все гениальное, и действенное. Я к ХАШу пристрастился в те годы, когда служил на Кавказе, давно это было....

— Что же это за диковинное снадобье такое?

— Да нет, батеньки мои, никакое это не снадобье, это блюдо кавказской кухни, — обиделся доктор моему непониманию, — отвар или, скорее, бульон, вроде нашего или французского, только поплотнее, понаваристее... Для суставов нет лучше! Это так!

Такой вот разговор произошел между мной и моим доктором Семеном Кирилловичем в тот день, когда я приехал из далекой поездки по Европе, поздней осенью 1908 года, и меня в очередной раз «прихватили» неимоверные боли в коленях. Сил терпеть боль больше не было, и хоть я небольшой сторонник обращаться к врачам «по всяким пустякам», пришлось отойти от принципа и пожаловаться старику-доктору на мои бедствия.

— Что ж, — не унимался доктор, — полмира объездили, а о ХАШе не слышали? Его делают по-разному, но смысл один, да-с. Отваривают «рульки», говяжьи или свиные, но чаще говяжьи, все же, и вот Вам пожалуйста — готово. Причем, Мастера-а-а!!! Предпочитают из передних конечностей. — Слово «Мастера» он произнес с такой «уважительной» интонацией: «Мастера-а-а-!!!». — Секрет в том, что вещества, входящие в эти «рульки», проникают к Вам в организм и оседают на Ваших истертых суставах, а точнее на постепенно разрушающиеся суставные хрящи, да-с. А как Вы хотели, батеньки мои? Вы путешественник, оно и понятно, тысячи километров пешком прошли. Что ж? Суставчики наши...Они не железные...поизносились, поистерлись....железные машины и механизмы и те ломаются, так и то... для улучшения работы каждому механизму смазочка нужна. Чтоб детали не снашивались и плавнее работали, что делают? А? Да-да. Маслом смазывают трущиеся поверхности. А суставчики наши с Вами? Тот же механизм. Та же система. Тоже снашиваются постепенно. Вы спрашиваете: как же смазка? Где же смазку для суставов взять? А я Вам отвечу! Все там же. ХАШ! Настоящее чудо! Удивительнейшая вещь, доложу я Вам! Незаменимая. Проникая в Ваш организм, ХАШ не только восстанавливает хрящевые соединения, которые с возрастом и от больших нагрузок разрушаются, но заставляет организм вырабатывать внутрисуставную жидкость — «смазочку» для наших суставов. Жаль, конечно, что ХАШ не всегда под рукой и в путешествия свои Вы его взять не сможете. Готовить-то его долго надо, варить много часов, без сноровки да не умея...получится ли? Здесь, и то, на одном-то месте сидя, у меня не всегда время есть. Но ничего, думаю, скоро найдут способ, сделают какую-нибудь мазь или бальзам на основе отваренных говяжьих рулек-хрящей. Наука не стоит на месте! Да-с, батеньки мои. Эх, замечательное средство получится. Помогающее. Удобное. Чудо-средство! ЧУДО ХАШ.

— А то еще со мной случай был — все хотел Вам поведать, то со мной еще в молодости было... — начал свой рассказ доктор во время нашей очередной встречи.

— Так вот, я еще молод был, отправил меня родитель мой в народ ума-разума набираться, опыта подзанять, да с людьми пообщаться, шел мне тогда годок осьмнадцатый, наверно... Поехал я к своим родственникам по отцу на север, исконный Русский север в Вологду, да-с, побывал в Вологодской волости и в Архангельске побывал. Народ, я Вам доложу... Богатыри. Вольные от веку. А поморы Архангельской губернии? М-м-м? Человечищи. Сажени в плечах, силища неимоверная... не нам городским чета. Ну не о том я сейчас хотел поведать.

— Да Вы, Семен Кириллович, оказывается, не меньше моего попутешествовали, — перебил я старика.

— Да уж, попутешествовал, в прежние-то времена... Так вот — опять продолжил он свой рассказ — квартировал я у своих родственников в Вологде, они по тем временам купечествовали, жили хорошо, дом стоял на Соборной Горке, в центре. Любил я время от времени с ружьишком походить, уток пострелять, далеко забредал. Бывало, на несколько дней уходил. Хороша была охота на реке Сухона, мне особо в конце лета нравилось, весной-то разлив, река становится как море, конца и края нет, а так, побродить милое дело. Места — загляденье, красоты неписанной, лес как у Шишкина на картинах, дичи видимо-невидимо. Опять я не про то...иду как-то по лесу, далеко забрел, смотрю, человек на коленях стоит, перед муравейником, что такое, думаю, пригляделся, а он руку на муравейник положил . Мне чуть дурно не стало, потом думаю, не может быть — привиделось. Перепугался, грешным делом, умалишенного в лесу встретил, не приведи Господь. Ну, в общем, то да се, обошлось. Нормальный мужик оказался. Дело в том, что руку-то он и впрямь на муравейнике держал, не привиделось. Оказалось — лечился. Представляете? И чтоб Вы думали? Отвел меня в деревню неподалеку, на опушке леса на берегу реки, к знахарке бабке. Мне показалось, ей уже лет сто было, сейчас-то понимаю, что, конечно, меньше. Я с ней разговорился, словоохотливая оказалась такая бабка. Она мне и рассказала, что уже многих вылечила с помощью муравьев. Что она только из муравьев ни делала: и настойки, и бальзамы, и так вот предлагала, как этому мужику, руку или ногу в муравейник опустить. Рассказала, что и она всех всю жизнь лечит, и мать ее, и бабка тоже всех в округе лечила. Мне сначала-то показалось дикостью какой-то — средневековье. Потом уж я понял. Народ мудрый! Недаром народная медицина через столько лет прошла и лучшее в себя впитала. Все лучшее на свете называется Народным. Я потом, когда в университете учился, узнал, что муравьиная кислота — великолепное противовоспалительное и обезболивающее природное средство.