Главная  //  Статьи  //  Правовой статус биоактивных добавок

Правовой статус биоактивных добавок

Правовой статус биоактивных добавок

Многие из нас, кто вынужденно, кто нет, нарушают нормы и структуру питания, режим труда и отдыха. Плюс недостаток физической активности, плюс вредные привычки, стрессы и многое другое. Вот и получается... Впрочем, стоп. Помочь нам призваны специальные добавки к пище, предназначенные для большинства людей, относительно здоровых, но испытывающих дискомфорт и имеющих определенные проблемы.

Эти самые добавки появились в последнее время во множестве, и число их продолжает расти. Спрос рождает предложение, и вот уже сформировался на фармацевтическом рынке отдельный сектор добавок.

Если верить рекламе, предлагаемые биологически активные добавки способны сбалансировать в организме человека почти все - количество потребляемых с пищей калорий, витаминов, макро- и микроэлементов, а также стимулировать обменные процессы, укрепить иммунитет и даже повысить интеллект. Чего только еще не обещают производители и продавцы биоактивных добавок, не неся при этом никакой ответственности за достоверность и правдивость информации! Потому что, в отличие, например, от производителей лекарственных средств, такая ответственность фирм, выпускающих добавки, законом попросту не предусмотрена.

Как бы в унисон рекламе ряд авторитетных ученых считает, что XXI век будет веком биологически активных добавок к пище. Некоторые из них даже утверждают, что эти добавки произведут настоящую революцию в медицине и фармацевтике, в корне изменят подходы к профилактике и лечению болезней. Насколько они правы, покажет время. Но уже сегодня не приходится сомневаться, что производство и реализация добавок как растущий сектор фармацевтического рынка не могут более оставаться без четкой нормативно-правовой базы. Если этот процесс будет идти вне правового русла, т.е. без жесткого контроля, от добавок в ряде случаев может оказаться гораздо больше вреда, чем пользы.

В статье 1-й закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” нет строгого определения самого понятия “биологически активные добавки”. Таким термином охватываются природные, а также идентичные природным биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей (с какой целью - закон умалчивает) или введения в состав пищевых продуктов - в этом случае они именуются пищевыми добавками. При этом какая-то ясность существует только в отношении пищевых добавок, поскольку в законе указано, что они вводятся в пищевые продукты в целях придания им определенных свойств или сохранения их качества. А вот для чего “употребляются одновременно с пищей” биологически активные добавки, остается только догадываться... или положиться на рекламу.

Между тем на фармацевтическом рынке присутствуют именно биоактивные добавки, и поскольку в законе нет указания ни на цель их применения, ни на критерии их эффективности, это очень сильно размывает само понятие добавки и ее, так сказать, юридический статус. Нетрудно увидеть, что здесь открывается огромная лазейка для “продавцов воздуха” или, скажем, той же дистиллированной воды под видом биологически активной добавки.

Еще один парадокс. Определение понятия “фальсифицированные продукты питания” в законе имеется. Как и указание на их идентификацию, т.е. определение их соответствия той информации, которая содержится в прилагаемых к ним документах и на этикетках. Но вот к биологически активным добавкам, употребляемым одновременно с пищей, не входящим в состав продуктов, это, увы, не относится. Хотим мы того или нет, но выходит, что закон отнюдь не защищает интересы потребителей, т.е. нас с вами, а также добросовестных производителей биологически активных добавок и участников рынка, занимающихся их реализацией. Стоит обратить внимание и вот на что. Пищевые продукты закон оценивает по трем критериям: качества, безопасности для здоровья человека и пищевой ценности. Лекарства (вспомним закон РФ “О лекарственных средствах”) - тоже по трем, а именно: качества, безопасности и эффективности. А весь спектр требований к добавкам ограничивается лишь двумя пунктами - качества и безопасности.

Нужно ли вводить в отношении биологически активных добавок требование к их эффективности или какой-то другой критерий оценки, пусть решат специалисты - медики и провизоры. Но какой-то порог или грань, отделяющие действительно нужные и полезные биоактивные добавки от их суррогатов и фальсификаций, крайне необходимы. Иначе многие добавки окажутся не более чем приманкой для доверчивых людей с целью выкачивания у них денег.

Государственная регистрация добавок - основа контроля их качества

И все же четко и ясно очертить в законе само понятие “биологически активной добавки” - это еще полдела. Потому что без создания системы и процедуры государственной регистрации вряд ли возможно придать рынку добавок цивилизованность и ввести его в надежное правовое русло. Регистрация биоактивных добавок - отнюдь не формальность. В ней должна найти свое отражение единая государственная политика, гарантирующая, с одной стороны, здоровье и личную безопасность граждан-потребителей добавок, а с другой - интересы производителей и реализаторов, а также порядок и правила реализации данной продукции. Отметим, что все это нашло отражение в законе и будет способствовать развитию рынка биоактивных добавок в нужном направлении. Казалось бы, все хорошо - ст. 17 закона допускает применение только тех пищевых и биоактивных добавок, которые прошли государственную регистрацию в порядке, установленном статьей 10 закона. Однако здесь есть и два серьезных “но”.

Во-первых, ст. 10 требует в обязательном порядке регистрировать не все, а только те пищевые продукты (а стало быть и добавки), которые разработаны или ввозятся на территорию страны впервые. К тому же для их регистрации, по общему правилу, достаточно экспертизы документов. Что же касается испытаний, то они также могут проводиться, но лишь “в случае необходимости”.

Думается, что в отношении добавок ограничиваться этим нельзя. Подвергать государственной регистрации следовало бы все без исключения добавки и только после их испытаний, проводимых в том или ином объеме по определенным критериям. Они, разумеется, могут быть разными для различных добавок. Во-вторых, приведенные положения ст. 10 закона, касающиеся государственной регистрации, в действие еще не введены. Они будут применяться со дня опубликования соответствующих нормативно-правовых актов, которые только предстоит утвердить Правительству РФ. Хочется надеяться, что эта непростая, но очень нужная работа будет завершена уже в ближайшее время.

И последнее. Созданием нормативно-правовой базы, регламентирующей производство и реализацию добавок, проблема не исчерпывается. Потребуется еще самый жесткий контроль за повсеместным соблюдением этих норм, который сегодня, мягко говоря, очень далек от совершенства.